Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 29.11.2013г. № 530 «О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов»
Главная  /  Коментарии  /  Указ Президента РБ № 530

Указ Президента РБ № 530

Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 29.11.2013г. № 530 «О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов»

Указом Президента Республики Беларусь от 29.11.2013г. № 530 «О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов» (далее – Указ) создана система органов принудительного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов, в которую входят: главное управление принудительного исполнения Министерства юстиции и территориальные органы принудительного исполнения, состоящие из управлений принудительного исполнения главных управлений юстиции областных (Минского городского) исполнительных комитетов, районных (межрайонных), городских, районных в городах отделов принудительного исполнения.

Указом урегулированы общие вопросы создания, финансирования, компетенции системы органов принудительного исполнения.

Система органов принудительного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов выделена из судебной системы и организована в системе исполнительной власти.  

В соответствии с п. 6 Указа задачей органов принудительного исполнения является соблюдение и охрана интересов государства, прав и законных интересов юридических и физических лиц путем своевременного и полного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов.

П.11 Указа расширены полномочия судебного исполнителя.

Так, абзацем 2 п.11 Указа судебным исполнителям предоставлены полномочия по получению от физических, должностных лиц государственных органов и иных организаций необходимой информации (за исключением первичных статистических данных), получать сведения из информационных систем, содержащихся персональные данные, иметь доступ, в том числе удаленный к информационным системам, содержащим такие данные, по письменному запросу или на основании соглашения о предоставлении персональных данных.

Если, до вступления Указа в силу, получение информации от физических лиц, должностных лиц государственных органов, не являющихся стороной в исполнительном производстве, осуществлялось по запросу суда, то в настоящее время данное право предоставлено непосредственно судебному исполнителю.

Кроме того, данной нормой, а также абзацем 3 п.11 Указа закреплены уже существующие отношения в исполнительном производстве между судами и отельными организациями ведущими информационные системы, содержащие персональные данные, в том числе по государственной регистрации недвижимого имущества.

Важная новация содержится в абзаце 4 п.11 Указа. Судебным исполнителям предоставляется право принудительного вскрытия жилого или иного помещения должника на основании определения суда для выявления имущества, подлежащего аресту, т.е. во исполнение требований по имущественным взысканиям. Указано: «В случае, если должник - физическое лицо систематически препятствует доступу судебного исполнителя на земельный участок, в жилое или иное помещение, где находится имущество должника, на которое по закону может быть обращено взыскание, суд на основании представления судебного исполнителя может вынести определение об осмотре помещения или хранилища должника без его согласия». Ранее, вскрытие помещения должника допускалось законодательством лишь во исполнение судебного постановления о вселении (выселении).

Абзацем 6 п.11 судебному исполнителю предоставлены полномочия выносить постановления о приостановлении полностью или частично операций по текущим (расчетным) и иным банковским счетам физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц. До вступления в силу Указа, подобные меры по обеспечению исполнения исполнительных документов гражданско-процессуальным законодательством не были предусмотрены.

Также, абзацем 9 п.11 судебным исполнителям предоставлено право объявления в розыск должника, принадлежащее ранее суду.

П.13 Указа увеличен размер взыскания сумм при принудительном совершении действий по имущественным взысканиям с 5% до 10% от взысканных сумм или стоимости взысканного имущества. Данные суммы взыскиваются на основании постановления судебного исполнителя, ранее – на основании определения суда. Еще одна новелла Указа – взыскание сумм при принудительном совершении действий по требованиям, носящим неимущественный характер: с должника – физического лица в размере 5 базовых величин, с должника юридического лица – в размере 10 базовых величин по каждому исполнительному документу.

Отдельными положениями Указа внесены существенные изменения в исполнительное производство гражданского процесса.

В частности, ч.2 п. 14 Указа полномочия по разрешению большинства процессуальных вопросов в исполнительном производстве, ранее отнесенных к исключительной компетенции суда (судьи) с 1 января 2014г. отнесены к компетенции судебного исполнителя.

Ч.4 п. 14 Указа установлен иной, чем предусмотренный ст. 479 ГПК порядок обжалования постановлений действий (бездействий) судебного исполнителя, так в силу упомянутой нормы обжалование постановлений действий (бездействий) судебного исполнителя осуществляется в вышестоящий орган принудительного исполнения (вышестоящему должностному лицу), а в случае несогласия с его решением – в суд по месту исполнения исполнительного документа. Таким образом, по делам по жалобам на действия судебных исполнителей предусмотрен обязательный досудебный порядок.   

На основании норм Указа Законом Республики Беларусь от 01.07.2014 №175-З внесены соответствующие изменения в статьи ГПК, регулирующие вопросы исполнительного производства.

Юридические услуги
×

Заказать звонок