Главная  /  Статьи  /  Апелляция в гражданском процессе
Апелляция в гражданском процессе

С 21 июля 2018 вступили в силу изменения, внесенные в Гражданский процессуальный кодекс Законом Республики Беларусь от 08.01.2018 № 94-З. В соответствии с изменениями в новой редакции изложен раздел ГПК, регулирующий порядок обжалования не вступивших в законную силу постановлений общих судов.

Остановимся на более значимых изменениях по сравнению с существовавшем теперь уже в прошлом, кассационном порядком обжалования решений судов.

В теории, апелляционный порядок пересмотра не вступивших в законную силу судебных решений отличается от кассационного своей направленностью на окончательное разрешение гражданского дела. При этом, полномочия суда апелляционной инстанции по сравнению с ранее действовавшими по затребованию, исследованию доказательств по делу, изменению судебных решений и принятию новых постановлений значительно расширены.

Срок апелляционного обжалования судебных постановлений изменился с 10 дней до 15 дней (ст. 403 ГПК). Исчисление срока производится со дня вынесения решения или вручения лицу, имеющему право на апелляционное обжалование, по его требованию решения с мотивировочной частью.

Срок апелляционного обжалования дополнительного решения исчисляется со дня его вынесения. При вынесении решения в порядке заочного производства апелляционная жалоба подается в 15-дневный срок со дня истечения срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения либо со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении такого заявления.

Таким образом, порядок подсчета срока на обжалование, начала течения срока не изменился, изменился только сам срок обжалования.

Подача предварительной апелляционной жалобы процессуальным законом не предусмотрена. Т.е. если сторона имеет намерение подать жалобу в сроки, данная жалоба должна быть полной, с приведением всех доводов, с изучением дела и протокола судебного заседания. Поданные после сроков обжалования дополнения к апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции во внимание не могут приниматься (ст. 409 ГПК).

Апелляционная жалоба подается непосредственно в суд первой инстанции, однако адресуется суду апелляционной инстанции (ст. 402 ГПК).

Если апелляционная жалоба направлена непосредственно в суд апелляционной инстанции, то она должна быть возвращена не позднее следующего дня со дня поступления сопроводительным письмом в суд первой инстанции для разрешения вопроса об их принятии. Возврат апелляционной жалобы заявителю не допускается (ст. 402 ГПК).

Установленные ст. 405 ГПК требования непосредственно к содержанию апелляционной жалобы, по сравнению с ранее действовавшими нормами процессуального права, более строго урегулированы.

Апелляционная жалоба должна содержать, кроме требований, предъявляемых к процессуальным документам (ст. 109 ГПК): указание на пределы обжалования судебного постановления; обоснование того, в чем заключаются неправильность рассмотрения дела, незаконность и необоснованность решения, со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, обстоятельства дела и доказательства; указание на то, обжалуется решение полностью или в части, какие изменения требуется в него внести; ходатайство об исследовании новых доказательств, которые имеют значение для дела, если суд первой инстанции необоснованно отказал в их принятии или если невозможность их представления суду первой инстанции была обусловлена уважительными причинами; перечень письменных материалов, которые прилагаются к апелляционной жалобе.

К апелляционной жалобе могут быть приложены письменные материалы. Их представление в суд апелляционной инстанции регламентировано п. 4 ч. 1 ст. 405 ГПК.

Ссылаясь на новые доказательства, юридически заинтересованные в исходе дела лица обязаны указать, каким путем такие доказательства получены, в связи с какими обстоятельствами возникла необходимость их представления, и обосновать уважительность не зависящих от этих лиц причин, по которым доказательства не могли быть представлены на рассмотрение суда первой инстанции.

Апелляционная жалоба подписывается лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, должны быть приложены доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя (ч. 2 ст. 405 ГПК).

В силу ст. 408 ГПК суд первой инстанции не позднее следующего дня обязан направить юридическим заинтересованным в исходе дела лицам копии апелляционной жалобы и приложенных к ним письменных материалов, а по истечении срока подачи апелляционной жалобы направить дело в суд апелляционной инстанции.

В силу ст. 416 ГПК дело в суде апелляционной инстанции должно быть рассмотрено в месячный срок до дня его поступления.

Адвокат в Могилеве Акуленко Д.А.