Главная  /  Статьи  /  Уменьшение ущерба причиненного работником нанимателю

Уменьшение ущерба причиненного работником нанимателю

В соответствии со ст. 409 ТК Республики Беларусь, уменьшение размера ущерба, подлежащего возмещению в пользу нанимателя работником отнесено к исключительной компетенции суда.

Обстоятельства, при которых суд при вынесении решения по делу о возмещении ущерба с работника в пользу нанимателя, может уменьшить размер ущерба разъяснены в п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь № 2 от 26.03.2002г. «О применении судами законодательства о материальной ответственности работников за ущерб, причиненный нанимателю при исполнении трудовых обязанностей». Так, суд не вправе полностью освободить работника, виновного в причинении ущерба, от обязанности возместить ущерб, а может с учетом степени его вины, конкретных обстоятельств и материального положения лишь уменьшить размер ущерба, подлежащего возмещению независимо от оснований материальной ответственности.

Разъяснено, что суд может принять во внимание обстоятельства, препятствовавшие работнику выполнять надлежащим образом возложенные на него обязанности: отсутствие нормальных условий хранения, ненадлежащую организацию труда и т.п. При этом суду необходимо устанавливать, принимал ли работник зависящие от него меры к предотвращению ущерба.

При определении материального положения работника суду следует учитывать размер его заработка, сведения об иных основных и дополнительных доходах, семейное положение (количество членов семьи, наличие иждивенцев, удержания по исполнительным документам и т.п.).

Таким образом, суд дает оценку не только обстоятельствам, связанным с причинением ущерба, но и исследует материальное положение работника.